АРХЕДЕМ


АРХЕДЕМ
    АРХЕДЕМ Ἀρχέδημος) из Тарса (2 в. до н. э.), философ-стоик, ученик Диогена Вавилонского. Родом из Тарса в Киликии (Strab. XIV 5, 14), учился в Афинах у Диогена (ISHerc. col. 48), а затем, возможно, переехал в Вавилон, где открыл собственную школу (Plut. De exil. 14, 506 b). Известны следующие сочинения Α.: «О звучащей речи» (Περὶ φωνῆς), «Об элементах» (Περὶ στοιχείων), «О возможном» (Περὶ δυνατῶν) и, предположительно, «О повелевающем рассуждении» (Περὶ τοῦ Κυριεύοντος - ср. Epict. Diss. II 19, 9). Судя по сохранившимся фрагментам, А. писал по всем разделам учения, однако логикой, по-видимому, интересовался больше всего и наряду со своим соотечественником Антипатром приобрел известность как диалектик (Cic. Acad. II 143 -principes dialecticorum).
    В целом А. следовал школьной догме, но по ряду вопросов высказывал собственные мнения. Части философии А. традиционно располагал в порядке логика-физика-этика (D. L. VII 40). В логической области разрабатывал вопросы семантики и вслед за Клеанфом называл предикаты (κατηγορήματα) чистыми смыслами (λεκτά - Clem. Strom. VIII9,26), занимался принципами классификации высказываний (D. L. VII 68), модальными высказываниями и, в частности, логическим текстом Диодора Крона «Повелевающее рассуждение» (Epict. Diss. II 19, 9). А. также специально занимался грамматикой и риторикой, в частности, писал о периодах речи и помимо школьных работ изучал, видимо, «Риторику» Аристотеля (Demetr. De elocut. 34).
    В области физики придерживался традиционного учения о началах и элементах (D. L. VII 134), считал землю «ведущим началом» (ἡγεμονικόν) космоса (Aët. II 4, 17), но, по-видимому, допускал также, что в центре космоса может находиться огонь (Simpl. In De Cael. 512, 28 ел.). О времени, в отличие от Хрисиппа, утверждал, что настоящее есть лишь неуловимый момент, связывающий прошлое и будущее (Plut. Comm. not. 41, 1081e).
    A. специально занимался вопросами классификации разделов этической части (D. L. VII 84) и предложил собственную формулировку конечной цели: «жить, исполняя все надлежащее» (πάντα τὰ καθήκοντα ἐπιτελοῦντα ζῆν - VII 88) - желая, вероятно, прояснить многозначную формулировку Зенона и подчеркнуть момент разумного выбора. В пользу данного предположения свидетельствует другой вариант формулировки Α.: «Жить, выбирая все самое достойное и значительное из природных вещей» (Clem. Strom. II 21, 129). В вопросе о ценности «предпочтительного», следуя школьной догме, полагал, что оно, как и все «безразличное», ценности (ἀξία) не имеет (Sext. Adv. math. XI 73).
    Т. обр., А. был заметным представителем последнего поколения Ранней Стой и, возможно, одним из последних крупных логиков школы (в числе учеников А. был Криний, также писавший по логике - D. L. VII71 ; 76 и др.). В стоической традиции А. пользовался авторитетом вплоть до 2 в. н. э. (ср. Epict. Diss. II 4, 1; III 2, 13 и др.).
    DparM.:SVF III 1-22.
    Лит. : Wiersma W. Τέλος und καθῆκον in der alten Stoa, - Mnemosyne 3, 1937, p. 219-228; Goldschmidt К Le système stoïcien et l'idée de temps. P., 19562, p. 30-45; Long A. A. Carneades and the Stoic Telos, - Phronesis 12, 1967, p. 59-90; Barreau H. Cléanthe et Chrysippe face au maître argument de Diodore, - Les Stoïciens et leur logique. P., 1978, p. 21-40; Frede M. Principles of Stoic Grammar, - The Stoics. Ed. J. M. Rist. Berk.; L. Ang.; L., 1978, p. 38-58.
    А. А. СТОЛЯРОВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "АРХЕДЕМ" в других словарях:

  • АРХЕДЕМ —     АРХЕДЕМ ( Αρχέδημος) из Тарса (2 в. до н. э.) греческий философ стоик, вероятно, ученик Диогена Вавилонского (Index Stoic. Here. col. 48). По сообщению Плутарха (De exil. 14, 605 b).переехал из Афин в Вавилон и Основал там собственную школу.… …   Философская энциклопедия

  • Архедем из Тарса — Άρχέδημος Направление: стоицизм Архедем из Тарса (греч. Άρχέδημος)[1] философ стоик, был в расцвете около 140 г. до н.э. Автор двух трудов: О голосе (греч …   Википедия

  • Зенон —     Зенон, сын Мнасея (или Демея), из Кития, что на Кипре, греческом городе с финикийскими поселенцами. У него была кривая шея (говорит Тимофей Афинский в Жизнеописаниях ), а сам он, по свидетельству Аполлония Тирского, был худой, довольно… …   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

  • Сикофант — (греч. συκοφάντης, от σῦκον  «фига» и φαίνω  «доношу»)  доносчик, клеветник, шантажист. Происхождение этого слова неясно; большинство греческих толкователей указывают на связь его с запретом вывозить из Аттики смоквы …   Википедия

  • АНТИПАТР ИЗ ТАРСА —     АНТИПАТР ИЗ ТАРСА Ἀντίπατρος ὁ Ταρσεύς) (2 в. до н. э.), философ стоик, ученик и преемник Диогена Вавилонского на посту главы Стой, учитель Панетия. Современник и соотечественник Архедема (Strab. XIV 5, 14). Возглавил школу ок. 150 до н. э.… …   Античная философия

  • ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ —     ДИОГЕН ВАВИЛОНСКИЙ, или Диоген из Селевкии (Διογένης ὁ Βαβυλώνιος, ὁ Σελευκεύς) (ок. 240 ок. 150 до н. э.), стоик, ученикХрисиппа, один из самых влиятельных представителей Ранней Стой. Родом из Селевкии на Тигре (эту область собирательно… …   Античная философия

  • Стоики — Стоическая философия возникает в эпоху, когда греческая мысль, утомленная теоретическим умствованием, все более и более стремится к цельному догматическому миросозерцанию, которое могло бы стать на место разложившихся верований и обосновать… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СТОИЦИЗМ — учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности, основанной ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. История С. традиционно делится на три периода: ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, 3 2 вв. до н.э.), средняя стоя… …   Философская энциклопедия

  • Диоген Вавилонский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Диоген (значения). Диоген Вавилонский, или Диоген из Селевкии (др. греч …   Википедия

  • ЭПИКТЕТ —     ЭПИКТЕТ (Επίκτητος) (2 я пол. 1 в. 1 я пол. 2 в. н. э.), философ стоик, представитель Поздней Стой, ученик Музония Руфа.     Биография. Годы жизни устанавливаются приблизительно. Традиционная датировка рождения ок. 50 н. э. (в Diss. I 7, 32… …   Античная философия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.